Москва лишилась «Октября»
В Москве снесли историческое здание в стиле конструктивизма — единственный в Москве довоенный деревянный Дом культуры «Октябрь» 1937 года постройки. Несколько недель назад в здании был сильный пожар, поэтому с тем, что осталось, экскаватор справился быстро. Все происшедшее стало полной неожиданностью для руководства Дома культуры, которое никто не предупредил о сносе, и для местных жителей и общественных организаций, которые еще недавно собрали в защиту ДК сотни подписей.
Иначе как варварством работники ДК «Октябрь» назвать произошедшее не могут. О том, что здание готовится к сносу, ходили разговоры, но то, что это произошло настолько неожиданно и быстро, стало для всех неприятным сюрпризом.
«У нас там оставалось два пианино, ценное оборудование, мы не успели их вынести из здания. Мы знали, что будет снос, но что он будет так внезапно, нам никто не сказал, мы не успели подготовиться», — рассказала Валентина Шулешко, директор Дома культуры «Октябрь».
Судьбу Дворца культуры завидной последнее время назвать сложно. Единственный оставшийся деревянный ДК на территории Москвы с более чем 70-летней историей две недели назад почти наполовину погиб в огне. Архнадзор сразу начал кампанию по сохранению здания, его включили в список вновь выявляемых памятников, то есть все действия, производимые с ним, должны были согласовываться с Москомнаследием.
Интересно, что на одном из заседаний столичного правительства прозвучал тезис о том, что здание целесообразно было бы сохранить. Поборники реставрации и восстановления ДК успокоились — не пойдут же в префектуре против городской администрации. Теперь эту стенограмму цитируют здесь же, уже на пепелище.
Главный вопрос у окрестных жителей — куда же теперь водить детей на занятия. Имеющиеся варианты родителям кажутся гораздо более труднодоступными, чем чиновникам.
Построенный в 1937 году ДК изначально возводился как временное здание, когда эта территория еще не была Москвой, а вокруг были одни деревни. Несмотря на это, по мнению тех, кто за него боролся, здание представляло культурную и историческую ценность. По крайней мере, еще день назад.
Похоже, что теперь строительной организации, собственно, только и остается выполнить те работы, которые были указаны в документации – вывезти строительный мусор. При том, что еще утром это было здание, судьба которого, как считалось, не была решена до конца.