Экономика и предпринимательство

В центре Москвы застрелен Шабтай Калманович

Жертвой киллеров стала еще одна легендарная в своем роде фигура — бизнесмен и меценат Шабтай Калманович. Его «Мерседес» был обстрелян в центре Москвы, недалеко от Дома правительства. Следствие практически не сомневается, что убийство связано с бизнесом Калмановича. Единственная трудность — выяснить, чем покойный зарабатывал на жизнь.

Как удалось установить следствию, вечером 2 ноября, примерно в начале пятого, Шабтай Калманович выехал из своего офиса на улице Сергея Макеева в районе Пресни. Он направлялся на деловую встречу, а на следующий день должен был улететь в Израиль.

Где-то в районе пересечения набережных с Новым Арбатом с Mercedes S-500 Калмановича поравнялась серебристая «Лада-Приора», в которой находились киллеры. Они открыли огонь по лобовому стеклу Мерседеса — бизнесмен обычно ездил на переднем пассажирском сидении. В Калмановича попали шесть-семь пуль, он погиб на месте. Раненый в грудь водитель пустился по набережным в погоню за преступниками, но через некоторое время силы покинули его, и он остановился на тротуаре в Новодевичьем проезде.

В 16:30 в милицию сообщили, что рядом с Новодевичьим монастырем стоит иномарка со следами пулевых отверстий и ранеными людьми внутри. К месту преступления прибыло высокое милицейское начальство во главе с главой московского управления СКП Анатолием Багметом. Раненый водитель Петр Туманов был отправлен в институт Склифосовского, где его срочно прооперировали.

Следователям удалось собрать на месте преступления 19 гильз от патронов калибра 9 миллиметров. Уже установлено, что киллеры пользовались сделанным на заказ полуавтоматическим оружием, а также помповым ружьем. Орудия преступления обнаружены не были: убийцы либо увезли стволы с собой, либо выкинули их в Москву-реку.

Как выяснилось, в «Мерседесе» тоже было оружие — в багажнике нашлось духовое ружье. Кроме того, в машине были полтора миллиона долларов наличными, которые забрал с собой в больницу водитель, а там уже передал их представителям Калмановича.

У следствия пока нет никаких зацепок, и в правоохранительных органах ограничиваются стандартными заявлениями о том, что в разработке находятся все версии, в том числе и связанные с предпринимательской деятельностью покойного. Основной сложностью является то, что о бизнесе Калмановича ничего толком неизвестно. В последнее время он владел женской баскетбольной командой «Спартак» из подмосковного города Видного, на которую ежегодно тратил по семь миллионов долларов, и был генеральным менеджером женской баскетбольной сборной России по футболу.

Родился Калманович в 1947 году в литовском городе Каунасе. В 1971 вместе с родителями эмигрировал на историческую родину в Израиль. Высказывались предположения, что уже тогда он начал сотрудничество с советской разведкой, от которой получил задание внедриться во властные структуры Израиля. Сам Калманович об этом периоде своей жизни рассказывал неохотно, обещая издать мемуары, как только утратят силу некие договоренности.

Известно, что в Израиле Калманович занялся политикой и бизнесом, а затем уехал в Южную Африку, где принимал участие в ряде прибыльных проектов, связанных с недвижимостью, в частности в строительстве знаменитого казино «Сан-Сити». К началу 1980-х годов он стал владельцем многомиллионного состояния, происхождение которого многие, однако, считали темным. Поговаривали, что он нажил капиталы на торговле контрабандными алмазами. И действительно, Калманович не скрывал, что имел тесные связи с тогдашними лидерами Ботсваны и Сьерра-Леоне. Эти государства обладают значительными запасами алмазов, которые из-за нестабильной внутренней обстановки зачастую оказывались на черном рынке.

К концу 1980-х годов Калманович стал весьма влиятельным и уважаемым человеком в Израиле. Неожиданно для многих в 1988 году он оказался за решеткой по обвинению в шпионаже на СССР. Судя по всему, его шпионская деятельность была такой же разнообразной, как и его бизнес. Состоя в израильской партии «Авода», он имел доступ в правительство и Кнессет, собирая информацию о внутренней политике Израиля. Кроме того, как утверждает The Daily Telegraph, в ЦРУ полагают, что Калманович передавал в Москву информацию, полученную «Моссадом» от своего американского шпиона Джонатана Полларда, который в конце 1980-годов был приговорен к пожизненному заключению. Израильские СМИ к тому же утверждают, что Калманович был двойным агентом, работая и на КГБ и на Общую службу безопасности («Шин-бет»).

В 1993 году Калмановича досрочно выпустили на свободу, по слухам в рамках сделки по обмену пойманными шпионами. Якобы в переговорах принимали участие Иосиф Кобзон и тогдашний вице-президент России Александр Руцкой.

После освобождения Калманович переехал в Россию, где вместе с Кобзоном организовал несколько фирм по торговле косметикой и парфюмерией. Еще одной сферой его деловых интересов стали недвижимость и торговля. Как рассказал газете «Ведомости» бывший президент Национального фонда спорта Валерий Стрелецкий, в 1994 году Калманович вложил в реконструкцию Тишинского рынка в Москве средства, полученные фондом от беспошлинной торговли табаком и алкоголем. Кроме того, бизнесмену приписывают участие в создании торгового центра «Щелково» и серии аналогичных предприятий в Петербурге. По неофициальным данным, в последнее время Калманович являлся директором Дорогомиловского рынка.

Но известность Калмановичу принес не бизнес, а участие в баскетбольных проектах. В 1996 году он вложил средства в легенду литовского баскетбола — каунасский «Жальгирис», который достиг при нем больших успехов на международной арене. После конфликта с советом директоров литовского клуба, Калманович стал спонсором женского баскетбольного клуба УГМК из Екатеринбурга. После серии международных успехов ему пришлось уйти и оттуда, когда американские легионерки были уличены в использовании поддельных паспортов.

Тем не менее, Калмановчи не завязал с баскетболом, а взялся поднимать подмосковный «Спартак». По-видимому неслучайно его последней, третьей женой стала баскетболистка Анна Архипова. Кроме того, Калманович в кругах московского бомонда был известен не только как баскетбольный спонсор, но и как крупный промоутер, который совместно со своей прежней супругой Анастасией фон Калманович продюсировал Земфиру, а также организовал гастроли в России Майкла Джексона и Лайзы Минелли. В его друзьях ходили певец Лев Лещенко и юморист Владимир Винокур.

Информация о бизнесе Калмановича в последние годы, однако, скудна. Бывший депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов, знакомый с ним по светской тусовке, заявил «Коммерсанту», что не помнит названия ни одной фирмы, принадлежащей Калмановичу, но знает, что его отношения с партнерами «не оформлялись на бумаге».

Газета «Ведомости», ссылаясь на некоего авторитетного бизнесмена, пишет, что Калманович в последнее время занимался импортом крупных партий лекарств, а около года назад его обманул партнер по этому бизнесу. Как разрешился конфликт и разрешился ли, осталось неизвестным, но как раз на осень 2008 года пришелся пик финансового кризиса, пошатнувший позиции многих предпринимателей.

Калманович был дружен не только со спортсменами, бизнесменами и артистами, но и с людьми, чья репутация является сомнительной с точки зрения закона. Так, к его близким знакомым причисляют лидера солнцевской группировки Михася (Сергея Михайлова) и Япончика (Вячеслава Иванькова). На последнего несколько месяцев назад было совершено покушение, когда он приехал в Россию, чтобы урегулировать спор между криминальными кланами. Незадолго до убийства Калмановича Япончик скончался от тяжелого ранения и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Кроме того, погибший бизнесмен был знаком и с фигурантами дела парфюмерной сети «Арбат Престиж». По информации «Ведомостей», владелец этого бизнеса Владимир Некрасов в начале 2000-х годов называл его истинным хозяином Калмановича. У него, кроме того, якобы также были деловые отношения с Семеном Могилевичем, которому, по данным ФБР, он помог сделать израильский паспорт. Впрочем, Калманович почему-то вообще открещивался от знакомства с Могилевичем.

В общем, у следствия есть большой простор для поиска тех, кто желал бы смерти Калмановича. По мнению Иосифа Кобзона, хорошо знающего авантюрный склад характера своего бывшего партнера по бизнесу, тот мог поплатиться за то, что вмешался в сторонний конфликт с намерением его урегулировать. В итоге возникают небеспочвенные опасения, что Москву ожидает новый раунд криминального передела сфер влияния, а убийства Иванькова и Калмановича были лишь первыми звоночками.
Андрей Кузнецов

Добавить комментарий