Экономика и предпринимательство

Из школьников дурь выбьют добровольно

Москва торопится принять собственный городской закон о тестировании учащихся на наркотики. Находящийся сейчас в Госдуме проект федерального закона, по мнению московских законодателей и экспертов, фактически упускает из поля зрения самый рискованный контингент – старшеклассников. Но в случае принятия такого варианта федерального закона Москве придется подстраиваться под него, корректируя свои нормы.

Мосгордума в среду приняла в первом чтении законопроект, вводящий добровольное тестирование школьников на наркотики. Согласно предлагаемым изменениям в закон «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве», добровольное диагностическое тестирование будет проводиться «в соответствии с федеральным законодательством с соблюдением врачебной тайны при проведении профилактических медицинских осмотров при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

Пожелание пройти тестирование смогут высказать школьники и студенты старше 16 лет, для тестирования детей моложе этого возраста потребуется получение согласия родителей.

Как сообщила редактор законопроекта, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья, депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова, согласно опросам, 78% москвичей поддержали введение обязательного ежегодного теста на употребление наркотиков, поэтому нет сомнений, что в обществе не будет возражений против обследования добровольного. «Добровольное тестирование на наркотики является эффективной профилактической мерой, опыт применения которой в ряде российских регионов показал положительный результат», — заявила Стебенкова.

По ее словам, закон о добровольном тестировании необходим прежде всего для того, чтобы в рамках этой программы на сами тесты и зарплаты специалистам выделялись средства из бюджета. В Москве пилотные проекты по добровольному тестированию на наркотики были начаты еще 10 лет назад, рассказала Стебенкова. «В городе есть опыт проведения подобных исследований, их целесообразность не вызывает сомнений. Но даже при проведении тестирования на добровольной основе нужны траты бюджета. Мы должны иметь право закупать тесты и препараты для тестирования за счет бюджета, оплачивать работу специалистов. В противном случае это обязанность граждан, и тогда это совсем другая история», — объяснила она.

Механизм реализации закона о добровольном тестировании на наркотики, а также опыт проводившихся в Москве пилотных проектов обсуждался на предваряющих принятие законопроекта слушаниях. По данным директора Московского научно-практического центра наркологии, главного нарколога Минздрава Евгения Брюна, в ходе проводившихся в последние годы добровольных тестирований были зафиксированы 15—30% студентов и 10% школьников, употреблявших наркотики.

При этом, рассказал он, хотя была соблюдена полная конфиденциальность, и личные данные испытуемых нигде не разглашались, сам факт тестирования оказался очень мощным средством профилактики. Например, в школе-студии МХАТ при проведении через год повторного тестирования количество положительных результатов снизилось с 15% до 2%, то есть, примерно в 7 раз.

Проходит тестирование следующим образом: сначала проводится собеседования с учениками, учителями и родителями. После получения согласия, родитель и подросток пишут заявления на прохождение тестирования. В случае выявления в крови подростка следов употребления наркотиков, в силу вступала вторичная профилактика – так называемая «социотерапевтическая интервенция», представляющая из себя цикл структурированных бесед, направленных на выявления факторов, побудивших молодого человека принять наркотик. «Эта система громоздкая и трудоемкая, — признался Брюн. – Поэтому оптимально было бы проводить такое тестирование во время диспансеризации».

По словам Брюна, далеко не все вузы с радостью встречали специалистов центра, отказываясь от проведения тестирования, даже если знали о проблемах с наркотиками среди своих студентов. Поэтому, оставаясь добровольным для подростков, тестирование должно стать обязательным для учебных заведений, утверждает Брюн, добавляя, что для этого тоже нужен закон. «И главное школы, где еще могут активно вмешаться родители», — уверен он.

По словам научного сотрудника кафедры аналитической судебно-медицинской токсикологии ММА им. Сеченова Юрия Кочнева, он сейчас участвует в проходящем в одном из лицеев в центре Москвы пилотном проекте, включающем и психологическое, и инструментальное химико-биологическое тестирование. «Я встречался с родителями, все они настаивали на том, чтобы проверить своих детей, — рассказал он. — В этой школе в сентябре от передозировки погиб десятиклассник. Были и другие связанные с наркотиками беды. Надо начинать со школы, после будет уже поздно».

По словам эксперта, проводя тестирования в одном из военкоматов Московской области, он фиксировал следы употребления наркотиков в крови у 30% призывников. И даже в режимных стратегических космических войсках этот показатель доходил до 10%.

По словам Кочнева, за последнее десятилетие методики тестирования шагнули далеко вперед, их информативность возросла многократно, а стоимость значительно упала. «Наши методики позволяют обнаружить факт однократного употребления наркотика спустя 3-4 месяца, оценить количество выпитого за неделю алкоголя и выкуренных сигарет, — рассказал он. – Видим мы и синтетические наркотики, спайсы. При этом, стоимость расходных материалов на одно обследование составляет 100-120 рублей».

Родители не могут быть не заинтересованы в ранней диагностике употребления ребенком наркотиков, отмечали участники слушаний. И потому, добровольное тестирование вполне может стать обязательным, если родительские советы, как это очень распространено на Западе, начнут вносить соответствующие положения в уставы школ.

Между тем, в конце ноября 2012 года кабинет министров внес в Госдуму федеральный законопроект о тестировании школьников на употребление наркотических веществ. Согласно этому документу, раннее выявление потребления наркотиков и психотропных веществ включает в себя социально-психологическое тестирование учащихся, проведение которых вменяется в обязанность учебным заведениям, а также проведение профилактических медосмотров.

До 10 января региональные парламенты должны подать свои отзывы на этот законопроект. И часть депутатов Мосгордумы предлагала не спешить с принятием городского закона. Вспомнили даже опыт Перми, где местный закон об обязательном обследовании на наркотики был опротестован прокуратурой.

Однако большинство парламентариев настояло на необходимости собственного закона: принятие федерального может затянуться на неопределенное время. И, кроме того федеральный законопроект, по мнению московских законодателей и экспертов, фактически упускает из поля зрения самый рискованный контингент – старшеклассников.

Так, в федеральном законопроекте устанавливается иной возрастной ценз: по воле родителей обследование ребенка проводится лишь до достижения ими 15 лет, а начиная с этого возраста требуется наличие письменного информированного согласия самого подростка.

Тем не менее, как объяснил «Газете.Ru» заместитель главы департамента региональной безопасности Василий Олейник, в случае принятия такого варианта федерального закона, Москве придется подстраиваться под него, корректируя свои нормы. Кроме возрастного ценза приводить в соответствие с федеральным законопроектом потребуется место проведения тестирования. В московском законе это образовательное учреждение, а в федеральном – исключительно лицензированное учреждение здравоохранения.

Добавить комментарий