Без рубрики

Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании части 4 статьи 23 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

Решение Московского городского суда от 16.10.2009 по делу N 3-392/2009

Московский городской суд в составе:
председательствующего Назаровой А.М.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-392/2009 по заявлению Б.Л.А. об оспаривании части 4 статьи 23 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения",

установил:

14 июня 2006 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", который был опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 42, 26.07.2006, газете "Тверская, 13", N 90, 27.07.2006, "Ведомостях Московской городской Думы", N 7 (ст. 170), 08.08.2006, и действует в настоящее время в редакции Законов города Москвы от 24.01.2007 N 2, от 18.06.2008 N 24, от 24.09.2008 N 45.
Согласно части 4 статьи 23 вышеназванного Закона города Москвы при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.
Б.Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данной нормы московского закона, ссылаясь на то, что она противоречит статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает ее право на предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий отдельно от бывшего мужа.
В судебном заседании заявитель, а также ее представитель (по доверенности) К.Н.П. поддержали заявленные требования.
Представители Московской городской Думы (по доверенности) Е.Г.Н. и Мэра Москвы (по доверенности) Е.А.Б. просили в удовлетворении заявления отказать, полагая его необоснованным.
Выслушав заявителя Б.Л.А., ее представителя К.Н.П., представителей Московской городской Думы Е.Г.Н. и Мэра Москвы Е.А.Б., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Л.Е.И., полагавшего требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление Б.Л.А. является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый закон регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
— определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
— определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из текста преамбулы оспариваемого закона следует, что он устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы,
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (в ред. Законов города Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, от 15.02.2006 N 11, от 22.10.2008 N 48, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-г01-149) высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.
Московская городская Дума принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы.
Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.
Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях.
Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом (статьи 35, 36 Устава города Москвы).
Порядок принятия законов города Москвы установлен Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" (в ред. Законов города Москвы от 11.12.2002 N 65, от 11.06.2003 N 34, от 19.11.2003 N 69, от 13.12.2006 N 61).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что оспариваемый Закон города Москвы принят Московской городской Думой в установленном Уставом и законами города Москвы порядке полномочным органом в пределах компетенции, предоставленной городу Москве как субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела следует, семья Б.Л.А. в составе 5 человек (она, три сына: Р., 08.09.1980 г. рождения, А., 07.04.1986 г. рождения, И., 29.04.1988 г. рождения, бывший муж — Б.А.А.) проживает в двух комнатах жилой площадью 36,6 кв. м, общей — 48,9 кв. м четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу <…>. Заявитель состоит на учете по улучшению жилищных условий с 1987 года по категории "многодетные семьи (семья, имеющая 3 детей)", включена в план обеспечения жилой площадью как семья из 5 человек, объединенная единым финансовым лицевым счетом и единым учетным делом. Как указывает заявитель, в настоящее время ей предоставляется жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий совместно с бывшим мужем, который не является членом ее семьи, брак с которым расторгнут в 1991 г.
По мнению заявителя, такое положение, ограничивающее ее право на улучшение жилищных условий, стало возможным в силу действия в городе Москве оспариваемой нормы Закона. Данное положение противоречит Семейному кодексу Российской Федерации, поскольку относит бывшего мужа к членам одной семьи.
Между тем, доводы заявителя являются несостоятельными.
Как указывалось выше и следует из преамбулы оспариваемого Закона города Москвы N 29, настоящий Закон устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жителями города Москвы жилых помещений в собственность.
Жилищным кодексом РФ разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных правоотношений.
Вопросы определения порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определения иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, по которым принят оспариваемый Закон города Москвы, отнесены статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Город Москва как субъект Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ, закрепляющей правомочия собственника, установил порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Исходя из положений части 4 статьи 20 данного Закона площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
Данные положения московского закона приняты в развитие норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, при подаче заявления о принятии граждан на учет, часть 4 данной нормы возлагает на граждан обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма установлен статьей 58 ЖК РФ. Учет изменения состава семьи очередников при предоставлении жилого помещения по договору социального найма вышеназванной нормой не регулируется.
С учетом вышеизложенных норм закона положение оспариваемой нормы, согласно которой при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не подлежат удовлетворению требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям, не имеет противоречий с действующим законодательством.
Статья 23, данного Закона города Москвы, в том числе и оспариваемая ее часть 4, устанавливает общие положения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, а не определяет членов семьи нанимателя, и, следовательно, статье 69 Жилищного кодекса РФ, определяющей членов семьи нанимателя, их жилищные права и обязанности, не противоречит. Данная норма Жилищного кодекса РФ вопросы порядка и условий предоставления жилых помещений, в том числе из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, не регулирует.
Оспариваемая норма Закона города Москвы N 29 использует понятие семьи в жилищной сфере применительно к порядку предоставления жилых помещений, которое не тождественно понятию семьи в семейном законодательстве, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения нормам Семейного кодекса РФ не могут быть приняты во внимание.
Поскольку обжалуемое Б.Л.А. положение Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не противоречит федеральному законодательству, а также законодательству города Москвы, не нарушает ее прав, оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Б.Л.А. об оспаривании части 4 статьи 23 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" — отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Московский городской суд со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.М. Назарова

Добавить комментарий