Без рубрики

О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы

Постановление Правительства Москвы от 11.11.2008 N 1037-ПП

Cтр. 1
В соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 59 "О Городской целевой программе развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы" в городе Москве выполняются мероприятия, направленные на развитие наружного освещения и создание комфортных и безопасных условий проживания в городе.
В городе Москве из-за реализации различных подходов к созданию наружного утилитарного и архитектурного освещения, световой рекламы и праздничного оформления города ухудшается эстетический облик городской среды вследствие образования зон повышенной освещенности.
Для осуществления единого подхода к планированию, проектированию, реализации и эксплуатации наружного утилитарного и архитектурного освещения, световой рекламы, информации и праздничного светового оформления города разработана Концепция единой светоцветовой среды города Москвы, которая учитывает влияние всех видов освещения на восприятие человеком окружающей среды.
В целях решения задач комплексного совершенствования эстетики городской среды, повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию единой светоцветовой среды города Москвы (далее — Концепция) согласно приложению.
2 — 7. Утратили силу. — Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011 N 355-ПП.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1037-ПП

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ

Раздел 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Термины и определения

Концепция единой светоцветовой среды города Москвы (далее — Концепция) разработана с учетом развития архитектурно-художественного освещения в городе Москве, в которой применены следующие термины и определения.
Вечерне-ночное время — время работы средств освещения в вечернем и ночном режимах.
Светоцветовая среда города — среда, образованная в вечерне-ночное время освещенными территориями и объектами, светящими фасадами, цветом света средств освещения, их отражениями от водных и иных поверхностей.
Светоцветовое пространство: городские виды, панорамы — светоцветовая среда определенной территории или объекта, зрительно воспринимаемая человеком с точек обзора.
Световой силуэт города — вид или панорама, образованные освещенными и светящими зданиями, сооружениями или их комплексами, обозреваемыми на фоне неба в вечерне-ночное время.
Средства освещения:
архитектурное освещение — освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;
ландшафтное освещение — декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;
декоративное освещение — привлекательное художественно-декоративное оформление светом элементов ландшафта, водоемов, фонтанов и малых архитектурных форм, а также участков территорий парков, скверов, набережных, площадей и общественных зданий различного назначения;
утилитарное (функциональное) наружное освещение — освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей городских территорий с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в городском пространстве;
световая реклама и информация — конструкции с внутренним или внешним освещением: щитовые и объемно-пространственные конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, перетяжки, электронные табло, проекционные, лазерные и иные технические средства, конструкции с элементами ориентирующей информации (информирующие о маршрутах движения и находящихся на них объектах), арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также витражи (витрины) в оконных, дверных проемах и арках зданий, функционально предназначенные для распространения рекламы или социальной рекламы;
иллюминация — праздничное декоративное освещение, оформление, предназначенное только для украшения улиц, площадей, зданий, сооружений и элементов ландшафта без необходимости создания определенного уровня освещенности;
праздничное оформление — использование в определенных типах пространств элементов средового дизайна, систем и приемов освещения по программе проведения государственных, городских и местных праздничных мероприятий для эмоционального подъема граждан.
Наружное освещение — все виды освещения, используемые вне зданий или сооружений: утилитарное, архитектурное, декоративное, ландшафтное.
Динамическое (динамичное) освещение — использование цвета, светоцветовой динамики, светопроекции и создание световых эффектов с помощью лазерных и прожекторных пучков света.
Акцентирующее (акцентное) освещение — выделение светом (белым или цветным, постоянным или динамичным) отдельных объектов и деталей на менее освещенном фоне.
Заливающее освещение — освещение поверхности объекта или участка местности прожекторами заливающего света, удаленными на расчетное расстояние от объекта, без выделения отдельных его частей.
Локальное освещение — освещение части здания или сооружения, а также отдельных элементов окружающей среды осветительными приборами с небольшого расстояния.
 Вертикальная освещенность, E , лк - освещенность вертикальной вплоскости. Горизонтальная освещенность, E , лк - освещенность горизонтальной гплоскости. Освещенность полуцилиндрическая (в точке) E , лк - характеристика пцнасыщенности светом пространства. Отношение E /E используется для оценки г пцтенеобразующих свойств освещения.
Яркость дорожного покрытия, L, кд/кв. м — яркость дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя.
Слепящее действие — ощущение, производимое яркостью в пределах поля зрения, значительно большей, чем яркость поля зрения, сопровождающееся раздражением, дискомфортом или потерей зрительной работоспособности.
Светящий фасад — светотехнический эффект за счет освещения интерьера здания или сооружения и частичного прохождения света через светопропускающие ограждающие поверхности во внешнее пространство.
Контурное освещение — выделение основных архитектурных деталей зданий и сооружений световыми линиями на фоне слабо освещенных или светящих фасадов. Выполняется с использованием гирлянд, шнуров или линейных светильников.
Силуэтное освещение — освещение, создающее необходимый контраст между затемненными скульптурными или архитектурными элементами и их композициями и светлым фасадом здания.
Световая графика — создание светографического рисунка, объемного в пространстве или на поверхности здания или сооружения, с помощью источников света, лазеров, голограмм, слайдов.
Световая живопись — проекционные многоцветные изображения статического или динамического характера на зданиях, сооружениях, элементах ландшафта, осуществляемые мощными прожекторами.

1.2. Обоснование целесообразности Концепции

В основу Концепции положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.
Указанная идея соответствует Основам формирования эстетики городской среды средствами комплексного благоустройства, изложенным в специальном разделе Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года, и Основным положениям Генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы, одобренной постановлением Правительства Москвы от 02.09.2003 N 746-ПП "О Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы", и направлена на их эффективную реализацию в части создания благоприятной светоцветовой среды.
Концепция ориентирована на изменение практики обособленного невзаимоувязанного проектирования наружного утилитарного, архитектурного, ландшафтного, декоративного будничного и праздничного освещения, световой рекламы и информации, которая допускает случаи образования дисгармоничных световых пространств.
Концепция будет способствовать социальной и экономической рентабельности высокого качества световой среды, которая может быть достигнута комплексным, взаимоувязанным применением всех взаимодействующих в городском пространстве средств освещения.
Установлено, что при качественном освещении сокращается количество дорожно-транспортных происшествий, увеличивается скорость движения транспорта, снижаются уличная преступность и вандализм, повышается экологическая безопасность (меньше зрительных стрессов, вызванных визуальным хаосом и дискомфортной яркостью, недостатком световых ориентиров и информации, сокращается выброс газов автомобилями за счет уменьшения их простоев и увеличения пропускной способности дорог), растут доходы от вечернего туризма, происходит оживление экономической жизни (развитие светотехнической отрасли), увеличиваются отчисления в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения качества услуг в освещенных и благоустроенных зонах, экономится время на передвижение в городе, улучшаются визуальный комфорт и психологическая атмосфера, влияющие на здоровье и работоспособность населения, повышается социальный престиж города и его властей.
Целью Концепции является определение принципов, требований, направлений и способов формирования единой светоцветовой среды, совершенствования и развития художественно выразительного образа города в вечерне-ночное время на основе взаимоувязанного и гармоничного применения средств освещения.

1.3. Состав и краткое содержание Концепции

Концепция исходя из поставленной цели состоит из следующих основных разделов.
Раздел. Состояние светоцветовой среды города.
Содержит:
— анализ законодательной и нормативной базы проектирования наружного освещения в Москве и зарубежных городах с точки зрения комплексного и качественного решения функциональных, эстетических, комфортных и других задач формирования светоцветовой среды с выводами о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы Москвы;
— обобщение опыта создания светоцветового облика в Москве и других городах с описаниями новаторских и традиционных подходов к созданию выразительных и запоминающихся световых образов различных территорий и объектов города в будничном и праздничном режиме, а также с предложениями об использовании рациональных подходов и решений при формировании светоцветового облика Москвы;
— анализ проблемных ситуаций формирования единой светоцветовой среды Москвы с выборочной оценкой состояния и развития светоцветовой среды, фотоиллюстрациями отдельных недостатков, выводами о необходимости введения требований взаимоувязанного применения средств и приемов освещения в зависимости от назначения и значимости территорий и объектов.
Раздел. Концептуальные положения по формированию единой светоцветовой среды города.
Содержит:
— принципы, требования и проектирование единой светоцветовой среды города, где на основе общего принципа взаимоувязанного применения средств и приемов освещения изложены правила организации системы световых пространств в структуре города, определены требования к применению средств освещения в зависимости от градостроительной ситуации, увязано проектирование средств освещения с состоянием и проектированием территории или объекта путем предварительной разработки концепций организации светоцветового пространства;
— приоритетные направления, задачи и подходы к формированию светоцветовой среды города с выделением общих задач ее совершенствования (формирование гармоничной светоцветовой среды в различных историко-градостроительных ситуациях, ценных световых видов и панорам, светового силуэта и др.) и особенностей их решения в историческом ядре, срединной и периферийной зонах города.

Раздел 2. СОСТОЯНИЕ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА

2.1. Анализ законодательной и нормативной базы проектирования наружного освещения в Москве и зарубежных городах

Действующая нормативная и правовая база проектирования наружного освещения рассматривается с точки зрения возможностей комплексного решения задач формирования безопасной, комфортной и эстетичной светоцветовой среды всеми средствами освещения территорий и объектов.
Утилитарное наружное освещение.
В настоящее время основными нормативными документами в области утилитарного наружного освещения (УНО) городов являются общефедеральные Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 и Московские городские строительные нормы МГСН 2.06-99. В данных документах нормируются в первую очередь те показатели (средняя яркость дорожных покрытий, неравномерность распределения яркости дорожных покрытий, показатель ослепленности), которые должны обеспечивать хорошую видимость проезжей части, своевременное обнаружение препятствий и пространственную ориентацию. Для пешеходных зон нормируется средняя горизонтальная освещенность, обеспечивающая хорошую видимость маркировки, разметки, и полуцилиндрическая освещенность, уровень которой наиболее адекватно коррелирует с восприятием лица человека. Все нормируемые параметры УНО дифференцированы в зависимости от категории улиц, интенсивности движения.
За время, прошедшее с момента разработки этих документов, в городе Москве значительно возросло количество автомашин, увеличились скорости их движения, появились разноуровневые развязки, в связи с чем были разработаны и подготовлены к утверждению новые нормы утилитарного наружного освещения в виде отдельного самостоятельного документа. Новые нормы близки по своей структуре и содержанию к нормативным документам Европейского сообщества и Международной комиссии по освещению (МКО), в них успешно решены вопросы энергосбережения.
Архитектурное и ландшафтное освещение.
Проектирование архитектурного и ландшафтного освещения осуществляется согласно СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" с изменениями 2003 г., МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение", Руководству по проектированию архитектурного освещения…, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 30.09.1996 N 337/1-РМ, распоряжению Мэра Москвы от 01.11.1995 N 581-РМ "Об архитектурном освещении объектов в г. Москве", МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 11.07.2006 N 497-ПП "О внесении изменений в МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы".
В качестве основного количественного параметра определена яркость освещаемого объекта при различных приемах освещения.
МГСН 2.06-99 регламентируют соотношение максимальной яркости фасада к минимальной при равномерном и неравномерном заливающем освещении фасада, определяют яркость фасада доминирующего объекта при проектировании световых архитектурных ансамблей.
В целях полноценного объемного восприятия монументов, памятников, малых архитектурных форм, имеющих многосторонний обзор, предусматривается их освещение с двух — трех сторон с выраженным основным направлением светового потока.
В качестве целесообразных источников света предлагаются газоразрядные лампы, спектральный состав которых выбирается с учетом колористических особенностей освещаемого объекта. Показана необходимость ограничения прямой блескости — экранировка светового отверстия осветительных приборов.
За рубежом публикации МКО (Международная комиссия по освещению) CIE 94-1993 Guide for foodlight, CIE 136-2000 Guide to the lighting of urban areas представляют собой руководство по архитектурному и ландшафтному освещению. В них, в частности, показано, что при освещении парков, ландшафтных зон не стоит вопрос о воспроизведении дневного облика объекта. Учитываются особенности объектов: угловые размеры и форма определяют светораспределение осветительного прибора; колористика объекта определяет выбор спектрального состава источника света. Указано на необходимость исключения прямой блескости. Многоплановые объекты должны иметь разную яркость, причем увеличивающуюся при удалении. Приведены значения горизонтальной и полуцилиндрической освещенности для парковых аллей, дорожек скверов и территорий около зданий.
В одной из публикаций МКО — "Руководство по ограничению раздражающего влияния света в наружных осветительных установках" (CIE 150:2003) разбирается вопрос неблагоприятного влияния света (дискомфорт) на отдельные объекты окружения — насекомых, растения, животных, на население, находящееся вне зоны использования наружного освещения (например, жителей домов), на непосредственных пользователей такого освещения (велосипедистов, пешеходов), на астрономические наблюдения.
Для исключения указанного неблагоприятного светового воздействия в указанной публикации ограничиваются светотехнические параметры осветительных установок наружного освещения: освещенность, сила света светильника, пороговое приращение, коэффициент излучения светильника в верхнюю полусферу, яркости фасадов и знаков. Все параметры дифференцированы в зависимости от типа территории (зон окружающей среды). В различных национальных стандартах ряда европейских стран (Италия, Испания и др.) эти рекомендации уже нашли законодательное воплощение.
В современных условиях нельзя оставлять без внимания вопросы комплексного нормирования светоцветовой среды города. Исследования, проведенные Советом по дизайну Великобритании, показали, что утомляемость человека даже от пассивного (не для водителя!) восприятия "визуального хаоса" для среднего города составляет около 25% общей утомляемости в день.
Работы, выполненные в ООО "ВНИСИ", выявили значительное снижение работоспособности зрительного аппарата водителей при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных фасадов зданий и памятников.
Вопросы светового загрязнения законодательно решаются в Германии. Жители домов, в чьи окна попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Риск возникновения светового загрязнения должен устраняться еще на стадии планирования осветительной установки.
Хотя федеральные законы Германии и практика их исполнения не содержат конкретных параметров таких загрязнений, Светотехническим обществом (LiTG) предложены методы мониторинга и оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые уровни.
Немалую лепту в "агрессивные зрительные поля" современных городов часто вносит обособленное проектирование и бесконтрольное использование архитектурного и рекламного освещения. Появление новой науки — видеоэкологии позволяет взглянуть на светотехнические проблемы с новой, ранее не учитываемой стороны.
Назрела необходимость совершенствования московских норм проектирования архитектурного и ландшафтного освещения с учетом требований видеоэкологии, результатов отечественных и зарубежных исследований.
Световая, освещаемая реклама и информация.
К законодательной и нормативной базе участия световой, освещаемой рекламы в формировании единой светоцветовой среды относятся: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна".
Кроме того, подготовлен и готовится к выпуску проект специального технического регламента "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения", который содержит: светотехнические типы рекламных конструкций (лазерные установки, электронные табло (видеоэкраны), электронные светодиодные табло (бегущая строка), газосветные статические и динамические рекламные конструкции, световые коробы с внутренним подсветом, тумбы (пиллерсы), объемные рекламные конструкции с внутренним подсветом, рекламные конструкции с внешним освещением рекламного поля, световые элементы, составляющие рекламную композицию, стробоскопические элементы рекламных конструкций); варианты внешнего освещения (светильники располагаются сверху, снизу, сбоку); основные ограничения к вариантам внешнего освещения (недопустимо попадание прямых лучей на водителей транспортных средств, недопустимо попадание прямых лучей в окна жилых помещений).
В законодательной базе совмещены термины витрина — витраж, но нет четкого определения понятий "витрины" и "оформление витрины", нет связи оформления витрины с оформлением всего здания в целом, нет требований к оформлению витрин в зависимости от места расположения объекта. Отсутствуют требования, какой должна быть подсветка витрин в связи с архитектурным освещением здания.
Национальные стандарты, регламентирующие эксплуатацию дорожных знаков, устанавливают группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах, правила установки, технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарты также устанавливают требования к световозвращающим материалам для знаков.
Праздничное световое оформление.
Праздничное световое оформление формирует особую светоцветовую среду с целью подъема эмоционального настроения жителей и гостей города.
Нормативное правовое регулирование праздничной иллюминации и оформления города представлено постановлением Правительства Москвы от 11.09.2007 N 801-ПП "Об оформлении Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий".
Данное постановление регулирует порядок монтажа и демонтажа праздничного оформления города и утверждает перечень государственных праздников, к которым в обязательном порядке осуществляется праздничное оформление города и подключение иллюминации. Оно не касается концептуальной или художественно-декоративной части праздничной иллюминации и оформления, которые разрабатываются для каждого типа праздника, и принимается Координационным советом при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города.
Праздничная иллюминация и оформление связаны с эпизодичностью включения световых приборов по программе проведения государственных, городских и местных праздничных мероприятий.
В практике Москвы и других городов световая иллюминация и праздничное оформление разрабатываются с учетом новейших современных технологий и материалов, включают в себя только авторские художественные разработки и концепции с учетом социальных, экологических и эстетических потребностей, а также технико-экономических возможностей.
Праздничное оформление города создается элементами средового дизайна с использованием различных систем и приемов освещения. Элементы праздничного светового оформления разрабатываются для каждого типа пространств и часто индивидуально для каждого праздника (табл. 1).
Иллюминационное освещение стационарно размещается в архитектурном пространстве. Праздничное оформление может иметь временное или постоянное размещение (табл. 2).

Таблица 1

ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОФОРМЛЕНИИ ГОРОДА

┌───┬────────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐│N │Тип оформления │Места размещения │Средства освещения │Характер установки││п/п│ │ │ │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤│1. │Объемно-пространственные│Площади, развязки, │Прожектор, лампы, │Временный, ││ │конструкции │места культурно-массовых│стробы │постоянный ││ │(h - 3-30 м) │мероприятий │ │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤│2. │Флагштоки │Вдоль трасс, скверы, │ │Временный, ││ │ │площади │ │постоянный │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤│3. │Перетяжки │Улицы │Светодиод дюралайт,│Временный ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤│4. │Тематические конструкции│Площади, скверы, │Прожекторы, │Временный ││ │(елки, арки) │бульвары, трассы │электрогирлянды │ ││ │ │ │с лампами │ ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │светодиоды, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤│5. │Тематические панно │Фасады домов, флагштоки │Электрогирлянды │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│6. │Оформление зеленого │Деревья, кустарники │Электрогирлянды │Временный ││ │массива │вдоль трасс, скверы, │типа "клин-лайт", │ ││ │ │площади │световые сетки │ ││ │ │ │pleay-лайт │ │└───┴────────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────┴──────────────────┘

Таблица 2

СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ПРАЗДНИЧНОГО ИЛЛЮМИНАЦИОННОГО И ИНОГО СВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА

┌───┬────────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┐│N │Места применения │Приемы освещения │Средства освещения │Характер размещения││п/п│ │ │ │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│1. │Фасад здания │Световая графика │Электрогирлянды │Постоянный ││ │ │ │с лампами │ ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │люминесцентные │ ││ │ │ │лампы, светодиодные│ ││ │ │ │лампы, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ ││ │ ├────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│ │ │Брандмауэр-панно │Электрогирлянды │Постоянный, ││ │ │ │с лампами │временный ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │светодиоды, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы, светодиодные│ ││ │ │ │кластеры, │ ││ │ │ │прожектора, │ ││ │ │ │клип-лайт, дюралайт│ ││ │ ├────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│ │ │Световая фреска │Светодинамические │Временный ││ │ │ │и проекционные │ ││ │ │ │аппараты │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│2. │Опора освещения │Панель-кронштейн │Клип-лайт, │Постоянный ││ │ │ │дюралайт, │ ││ │ │ │светодиоды, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ ││ │ ├────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│ │ │Световая графика │Электрогирлянды │Постоянный ││ │ │ │с лампами │ ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │светодиоды, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│3. │Мостовые сооружения, │Световая графика │Электрогирлянды │Постоянный ││ │опора освещения │ │с лампами │ ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │светодиоды, │ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ ││ │ ├────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│ │ │Цветодинамика │Светодинамические │Постоянный ││ │ │ │аппараты │ │├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤│4. │Улица - над проезжей или│Звездное небо │Электрогирлянды │Постоянный ││ │пешеходной частью │ │с лампами │ ││ │ │ │накаливания, │ ││ │ │ │светодиодные лампы,│ ││ │ │ │стробоскопические │ ││ │ │ │лампы │ │└───┴────────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘

Вышеуказанное постановление учитывает эти и новейшие средства и приемы светового праздничного оформления города, однако этого документа недостаточно для развития и регулирования праздничного оформления Москвы, особенно в части праздничной иллюминации, с учетом постоянного совершенствования применяемых светотехнических установок и технологий, развития энергомощностей.

2.2. Обобщение опыта создания светоцветового облика в Москве и других городах

Историческая справка.
История наружного освещения уходит в далекие времена.
Долгое время для освещения главных сооружений и центра ряда городов использовались растительное масло, керосин, а затем и газ.
Настоящий переворот в проблему освещения внесло изобретение электричества и электрической лампы.
Массовые, эффектные, праздничные электрические зрелища организовывались и в России с конца XIX века. Шедевром осветительного искусства стала иллюминация Москвы в дни коронации Николая II в 1896 г. Электрическими гирляндами были прорисованы контуры башен, соборов и стен Кремля, Большой театр, Московская городская Дума, Красные ворота и другие сооружения.
В 1912 г. были установлены одобренные городской управой нормы освещенности для разных районов Москвы. Все улицы и проезды были разделены на 5 классов в зависимости от характера уличного освещения и общего благоустройства.
Начиная с 30-х годов прошлого века эффективные разрядные источники электрического света вытесняют лампы накаливания из систем освещения городских пространств. В Москве с 1975 г. в уличных светильниках стали широко использоваться натриевые лампы высокого давления, ставшие в последующие годы доминирующими в системах функционального освещения улиц и площадей. Излучая желтый свет, они создают характерную гомогенную окраску вечерней среды города и даже ночного неба.
Сегодня в установках наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются металлогалогенные лампы. В ближайшей перспективе создание уличных осветительных систем на основе нового поколения источников света — полупроводниковых светодиодов.
Архитектурное освещение самых высоких объектов Москвы — кремлевских башен, "сталинских высоток" появилось в 50-х годах прошлого века.
Первая осветительная установка (ОУ) архитектурного освещения для высотных зданий была создана для гостиницы "Украина". Это здание залито желтым светом осветительных приборов с натриевыми лампами. Последовательно проводилось освещение всех семи высотных зданий. Более интересным и величественным стало здание МГУ.
Помимо высотных зданий были освещены Шуховская и Останкинская (1968 г.) телебашни, причем последняя имеет повседневный и праздничный режимы работы осветительных установок. Немаловажную роль в создании декоративно-художественного образа Останкинской башни сыграло применение источников света различного спектрального состава — от желтого до голубоватого, разработка специального светового прибора на основе зенитного прожектора.
Светоцветовая среда Москвы последние почти 15 лет во многом определялась реализацией мероприятий, предусмотренных распоряжением Премьера Правительства Москвы от 15.04.1993 N 653-РП "Об улучшении светового оформления города", постановлениями Правительства Москвы от 02.08.1994 N 644 "Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по ее реализации", от 26.11.1996 N 940 "О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура", а также рядом распоряжений Мэра Москвы по указанным вопросам.
Директивным документом, на который ориентировался выбор объектов рабочего проектирования по городской программе архитектурного освещения, было распоряжение Мэра Москвы от 19.07.1999 N 750-РМ "О мерах по совершенствованию архитектурного художественного освещения г. Москвы на период до 2005 г.".
К настоящему времени городом реализовано и эксплуатируется около 800 исторических и современных объектов архитектурного освещения.
Параллельно развивается инвестиционный сектор архитектурного освещения, начало которому положило распоряжение Мэра Москвы от 01.11.1995 N 581-РМ "Об архитектурном освещении объектов в г. Москве". По имеющимся оценкам, количество реализованных крупных инвестиционных проектов архитектурного освещения в Москве составляет не менее 20.
Тенденции формирования светового облика исторических территорий и объектов.
В Москве формирование светоцветовой среды как важной художественно-градостроительной задачи было впервые определено упомянутым постановлением Правительства Москвы от 02.08.1994 N 664 и реализовывалось по утвержденной им генеральной схеме светоцветового оформления центральной части города и вылетных магистралей.
На территории исторического центра города определилась тенденция формирования световых ансамблей, доминант и акцентов объектов исторического наследия: Кремль, собор Василия Блаженного, Новодевичий, Спасо-Андроников, Симонов и другие монастыри, комплекс храмов Замоскворечья, старинные здания Московского университета, воссозданные здания Манежа и Храма Христа Спасителя, церкви Троицы на Воробьевых горах, Богоявления в Елохове, памятник архитектуры в Третьяковском проезде, католический собор на Большой Никитской ул., Белорусский, Ярославский, Казанский и другие вокзалы, многие другие объекты.
В архитектурном освещении объектов в исторической части Москвы используется в основном белый заливающий свет. При этом в утилитарном наружном освещении используется желтый свет натриевых ламп.
Следует отметить, что в ряде зарубежных столиц наметилась тенденция к преобладанию белого цвета света в освещении их центральных частей. Законодательно закреплено применение белого цвета света при освещении исторического центра Парижа.
В Москве в последние годы больше внимания стало уделяться вопросу гармоничного применения всех средств освещения, включая световую рекламу, на центральных площадях и улицах.
Опыт формирования светового силуэта города.
В последние годы на базе новых высотных комплексов в Москве сформировалось более 30 выразительных световых композиций.
Выразительность световых образов объектов общественного назначения обеспечивается сочетанием приемов светоцветового внутреннего и наружного архитектурного освещения, подчеркивающим их архитектурно-планировочную структуру и дизайн. Например, офисное здание на наб. Тараса Шевченко у моста "Багратион".
В новых жилых высотных домах средствами цветного освещения стали чаще выделяться завершающие (венчающие) части зданий, широкие простенки, пояса и другие архитектурные элементы зданий: жилые комплексы и дома: "Воробьевы горы", на Давыдковской ул., на Можайском шоссе, в Карамышевском пр., на проспекте 60-летия Октября, ул. Трофимова и др.
За рубежом при проектировании и реализации высотных комплексов общественно-делового и развлекательного назначения, а также различных высотных сооружений успешно применяются светоцветовые композиции с меняющимся (динамичным) рисунком, яркостью и цветовой гаммой.
Подобный опыт накапливается и в Москве (комплекс "Воробьевы горы", гостиница "Белград" и др.). Получила распространение практика временного декоративного освещения строящихся комплексов, включая подсветку стрел подъемных кранов. Такие решения успешно применены при строительстве ММДЦ "Москва-Сити", 2-й очереди Российского культурного центра "Красные холмы", комплекса "Хорошевская горка", 2-й и 3-й очередей комплекса "Алые паруса", а также объектов фирмы "Крост", которая до сдачи объекта в эксплуатацию применяет внутреннее цветное освещение.
В панораме вечернего города все более активно участвует светоцветовая композиция строящегося комплекса ММДЦ "Москва-Сити". В его архитектурном освещении применены и начинают функционировать с учетом колористических решений фасадов осветительные приборы и устройства широкого диапазона мощностей излучения и светораспределения с источниками света различного спектра. Такие достижения совместной работы архитекторов, дизайнеров и светотехников заслуживают распространения на высотных новостройках города.
Световое оформление набережных.
В Москве световому оформлению набережных уделяется все большее внимание в связи с их особой ролью в развитии туристско-рекреационных функций.
Комплексное световое оформление Раушской набережной, являющейся важным градоформирующим звеном, выразилось в гармоничном сочетании приемов архитектурного, утилитарного и художественно-декоративного освещения, что позволило создать единый световой ансамбль и художественно выразительную панораму со стороны Москворецкой набережной и прилегающих мостов — Москворецкого и Большого Устьинского. Гранитная набережная с ее береговой линией подчеркнуты орнаментальной светоцветовой горизонталью, отделяющей освещенные фасады от темных вод Москвы-реки. Впервые в отечественной практике в таком объеме были использованы осветительные устройства со светодиодами. Особенный интерес представляет производственный корпус Мосэнерго с трубами, преобразившийся с помощью света в многопалубный 5-трубный корабль.
Единый светоцветовой ансамбль Софийской набережной сформировался на противоположном от Кремля берегу Москвы-реки. За счет удачного сочетания приемов архитектурного освещения в этом ансамбле, его световых доминантах и акцентах проявились архитектурные особенности объектов исторического наследия разных веков.
Определенный интерес для широкого применения в московских условиях представляют используемые за рубежом такие приемы освещения набережных, как ландшафтное освещение в сочетании с ландшафтной организацией и благоустройством набережных (города Прага, Париж, Страсбург, Бостон); стилизация светильников с учетом исторической застройки (Стокгольм, Бостон, Флоренция); выделение средствами световой информации и рекламы совмещенной с ними городской мебели пешеходных зон с активными туристскими и рекреационными нагрузками (города Париж, Стокгольм).
Опыт формирования световой среды общественных пространств (площадей, пешеходных улиц, рекреационных и спортивных зон).
Рядом с площадью Киевского вокзала сформировалось привлекательное место для отдыха и прогулок — новая площадь Европы. Центром ансамбля является фонтан и скульптурная композиция "Похищение Европы". В темное время суток свет дает возможность "обыграть" архитектурные особенности скульптурной композиции и окружающего ландшафта, обеспечить светоцветовые декоративные спецэффекты. Площадь плавно переходит в современный пешеходный мост.
В 2001 г. главный пролет Краснолужского моста, памятника архитектуры начала XX века, перемещен вверх по течению реки Москвы в район Киевского вокзала и преобразован в пешеходный мост Богдана Хмельницкого. В основу проектных решений положен принцип единства архитектурной и световой композиций. Особенностью новых пешеходных мостов является единство наружного и внутреннего освещения. Нарядная осветительная установка архитектурного освещения моста, безусловно, является основным украшением прилегающих набережных.
Архитектурное освещение здания Московской государственной филармонии и Большого концертного зала им. П.И. Чайковского, расположенное на углу главной улицы Москвы — Тверской и одной из центральных площадей — Триумфальной, основано на использовании локального и заливающего приемов освещения. Светом выделен внутренний объем портика, а его колонны удачно смотрятся на контражуре. Спектральный состав источников света выбирался с учетом особенностей близлежащих действующих осветительных установок. Со стороны Тверской применен холодно-белый свет, а со стороны площади — тепло-белый.
В честь 100-летия основания МХАТа был выполнен комплекс работ по архитектурному освещению зданий по Камергерскому переулку. Обновленные фасады выделены светом осветительных приборов заливающего и локального света, причем здание МХАТа имеет наибольшую яркость. Система торшеров и настенных светильников придает декоративно-торжественный образ пешеходной зоне переулка.
Музейный комплекс на Поклонной горе, посвященный Победе над фашизмом, занимает значительную территорию и включает ряд зданий, монументов и памятников. Главный монумент на Центральной площади освещается мощными прожекторами заливающего света различного светораспределения. Для воспроизведения цветовой гаммы элементов памятника применены источники света различного спектрального состава. Для заливающего и локального освещения православного храма, для подсветки икон на его фасаде выбраны лампы с высоким качеством цветопередачи. Архитектурное освещение протяженного невысокого здания Музея Победы проводилось с учетом других центральных объектов и эффектно выделяется в панораме комплекса. Перечисленные и другие объекты, образуя фон, торжественно смотрятся с ансамблем подсвеченных фонтанов.
В Москве на базе крупных планировочных образований спортивного назначения сформированы световые ареалы спортивных комплексов "Лужники", "Динамо", "Локомотив", "Торпедо", "Олимпийский" и "Крылатское". Это позволило выделить их оригинальный световой образ и подчеркнуть функциональное и композиционное значение в структуре города.
Большая спортивная арена в Лужниках — крупнейший спортивный комплекс столицы. В процессе реконструкции возведено кольцевое светопрозрачное покрытие над трибунами. Архитектурное освещение комплекса имеет несколько режимов освещения: дежурное, ежедневное и празднично-спортивное. Осветительные приборы установлены на трех ярусах фасада и внутри под светопрозрачным куполом. Поярусное освещение тепло-белым светом подчеркнуло кольцеобразность фасада и выделило нижнюю обходную галерею. Являясь частью главной панорамы Москвы, предъявляемой всем гостям столицы со смотровой площадки МГУ, освещенная арена, несомненно, является ее доминантой.
Световые композиции отдельных объектов особой исторической, общественной, архитектурной и композиционной значимости.
Исторический музей в силу своего месторасположения — одним фасадом на Красной площади, а другим на Манежной — является важным градообразующим объектом центральной части Москвы. Его архитектурное освещение с учетом прилегающих зданий и их осветительных установок основано на заливающем и локальном освещении кирпичных стен желтым и тепло-белым светом, а серебристой кровли и шатров холодно-белым светом. В своем новом световом обличии здание Исторического музея органично вписалось в вечерние силуэты центральных площадей, дополнительно украсив их.
Новодевичий монастырь — жемчужина русского зодчества, свидетель важнейших исторических событий страны. Цель архитектурного освещения столь выдающегося памятника — передать целостность его величия, подчеркнуть его градоформирующую значимость, культурно-историческую ценность. Действуют осветительные установки внешние, т.е. работающие на город, и внутриансамблевые. Применение разнообразных приемов освещения, осветительных приборов с различным светораспределением и источников света различного спектрального состава позволило сформировать неповторимый световой комплекс, являющийся украшением Москвы в темное время суток.
Останкинская башня благодаря значительной высоте и своеобразному силуэту является градостроительной доминантой, воспринимаемой с больших расстояний. Осветительная установка архитектурного освещения, создающая новый выразительный образ башни в темное время суток, имеет ежедневный и праздничный режимы освещения. В будние дни на фоне темного неба воспринимается набор холодно-белых световых колец с желтым акцентом зоны ресторана и венчающей антенны. В праздники башня залита светом прожекторов по всей высоте и подобна фантастической свече.
Разнообразие светильников (Москва и зарубежье).
В последние годы в результате реконструкции освещения Москва стала намного ярче, появилось много разнообразных по дизайну и светотехнике светильников.
Город имеет свои исторические традиции освещения, начиная с керосиновых и газовых фонарей. Над созданием светильников для освещения памятника А.С. Пушкину и территории около Большого театра трудились известные архитекторы и скульпторы (А.М. Опекушин, 1880 г.; Альберт Кавос, 1865 г.). Но старинные опоры с характерными кронштейнами можно увидеть только в музее "Огни Москвы".
Для освещения уникальных архитектурных объектов осветительные приборы покупаются у зарубежных производителей.
Можно заметить, что для исторических зон сохраняется стилизация дизайна светильников, неповторимая и присущая только данной территории.
В Нью-Йорке на Манхеттене остаются опоры с кронштейнами, разработанные еще в 30-е годы.
В некоторых городах для особо популярных пешеходных зон разрабатываются новые нетрадиционные стилевые решения для осветительных установок, независимые от их исторического местонахождения, а в некоторых случаях испытываются новые технологические решения, например, светильники отраженного света и световой столбик в Эдинбурге.
Для современных же территорий застройки принято разрабатывать единую концепцию благоустройства вместе с освещением. В качестве интересного примера можно привести оригинальный дизайн опор утилитарного освещения в международном аэропорту в городе Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Форма кронштейна дублирует конструктивный изгиб навесов над автобусными остановками, которые, в свою очередь, похожи на форму кровли терминала. В современном же деловом центре Миннеаполиса (Downtown) установлены простые, но характерные для всего района одинаковые опоры. В Эдинбурге на территории морского порта также установлены оригинальные светильники, не имеющие аналогов в других районах города.
Праздничная иллюминация.
В Москве уже не первый год разрабатывается и реализуется программа праздничного оформления города. Пока она только захватила основные зоны массовых гуляний, улицы и площади центра города, вылетные трассы. Но уже в них читается попытка выделить своим стилем, придать некий образ и характер каждому направлению.
Для каждого проспекта разработана своя концепция, свой образ оформления. К примеру, широкий Ленинский проспект встречает нас колоссальным фейерверком на весь фасад здания на Калужской площади и эта тема оформления прослеживается вдоль всего проспекта. Оформление промышленных магистралей с маловыразительной и, как правило, крупногабаритной архитектурой отличается большими объемами и большей декоративностью. Например, в оформлении Волгоградского проспекта применена экологическая тема. Световые опоры на мосту оформлены гирляндами, напоминающими кусты, фасад административного здания трансформировался в ветвистое дерево, в целом создается впечатление бесконечного светящегося леса, поглощающего все пространство магистрали и украшающего скучный пейзаж. Официально-представительскому характеру Кутузовского проспекта соответствуют строгие световые решения, удачно использованы цвета государственной символики: белый, синий, красный.
Учет архитектурно-градостроительных решений каждой трассы, улицы, площади, использование современных материалов и новейших технологий в области света позволят вести нескончаемую игру с пространством, скрывать или, наоборот, подчеркивать, резко менять облик, создавая различные образы, а главное — праздничное настроение, и не повторяться.
Оформление развивается в пространстве города по своим законам и со своей философией праздника. Основная задача — вызывать радость и будоражить чувства. Пример — световые гирлянды на фасаде не просто создают узор. Прием умышленно "ломает" архитектуру, придавая новый образ привычному объему. Другой пример — оформление фасадов зданий Нового Арбата. Но совсем по-другому смотрятся электрогирлянды, подчеркивающие архитектурные особенности улицы, площади и придающие им сказочный вид.
В праздничном освещении используется целый набор выразительных средств: это и яркие абстрактные световые панели-кронштейны на опорах городского освещения, крупномасштабные световые панно и перетяжки с различными праздничными сюжетами, объемно-пространственные конструкции, флагштоки с подсветкой драпировок, световые гирлянды на мостах и улицах. Используется вся возможная палитра световых материалов для достижения необходимого эффекта. Это и дюралайт, клип-лайт, и прожектора, стробоскопы, светодиоды и обычные лампы. Все заложенные эффекты должны органично вписываться в единую композицию и создавать необыкновенно иллюзорное пространство.
В Москве удачно внедрена технология производства светодинамических перетяжек через улицы города и крупномасштабных панно. Именно в этих изделиях впервые была использована динамика, основанная на смене цвета и изображений, включая элементы мультипликации. Ее преимущества очевидны: яркая выразительность и красочность, динамичность, легкость в монтаже и эксплуатации. Многочисленные гирлянды, панно и свет лампочек не контрастируют между собой, а создают единый ансамбль.
Постоянный поиск в средствах выражения идей привел к образованию целой серии элементов средового дизайна, используемых в оформлении города, с учетом зарубежного опыта. Это временно устанавливаемые объемно-пространственные конструкции, драпированные тканым или виниловым материалом и внешне подсвеченные прожекторами. Форма и стиль их разнообразны в зависимости от тематики городского мероприятия или праздника. К тематическим конструкциям относятся и искусственные ели, устанавливаемые ежегодно на определенных местах. К средствам оформления традиционно относятся флагштоки как стационарные, так и легко возводимые на период праздника. Места установки элементов оформления определены программой оформления города, но на современном этапе нуждаются в корректировке и развитии.
В программу оформления города входит также комплексное оформление площадей и мест массовых гуляний. Сегодня идея комплексного оформления этих территорий может быть расширена, внедряя интерактивные средства оформления — мультимедийные шоу. С использованием эффектов светодинамики, проекции, лазерных и пиротехнических эффектов и светомузыкальных фонтанов. Этот прием оформления нуждается в отдельной программной разработке и творческом осмыслении для конкретного места использования.

2.3. Анализ проблемных ситуаций формирования единой светоцветовой среды Москвы

Наряду с вышеизложенными достижениями в области светового облика Москвы результаты выборочных обследований территорий и объектов различного назначения свидетельствуют о ряде факторов, сдерживающих создание выразительной, гармоничной, комфортной и безопасной светоцветовой среды.
1. Недостаточное выявление средствами освещения специфики исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации территории.
В историческом ядре города требуется развитие архитектурного и ландшафтного освещения:
— на территории туристической рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы";
— вдоль основных улиц, на площадях в пределах Садового кольца;
— вдоль бульваров;
— вдоль Садового кольца.
Значительное количество объектов, нуждающихся в архитектурном и ландшафтном освещении, расположено в функционально нагруженных и композиционно значимых элементах общественных пространств, прибрежных территорий, автомагистралей общегородского значения, но не участвует в формировании их светоцветовой среды.
2. Архитектурное освещение коснулось далеко не всех объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости.
Более половины существующих высотных зданий и комплексов, за исключением центральной части города, не имеют архитектурного освещения и, следовательно, не участвуют в формировании светоцветовой среды города.
Около 60% объектов особой значимости также нуждаются в архитектурном освещении.
Не менее 300 таких же по значимости объектов не участвуют в светоцветовых композициях вдоль радиальных (вылетных) и кольцевых автомагистралей и у въездов в город.
Около 100 объектов особой значимости, расположенных на набережных Москвы-реки (вне центра) и общегородских водоемов, не имеют архитектурного освещения.
3. Наблюдаются недостатки в применении средств и приемов освещения.
Проведенные специалистами натурные исследования утилитарного, архитектурного освещения и рекламы с целью оценки их существующего состояния и выявления типовых ошибок позволяют сделать следующие выводы.
Утилитарное освещение.
В утилитарном наружном освещении отмечены следующие недостатки:
1) значительное превышение яркости дорожного покрытия по сравнению с нормируемой. Например, на Есенинском бульваре проектная яркость превышает значения, регламентируемые МГСН 2.06-99, в 2 раза, а измеренная мобильной лабораторией — в 3 раза;
Страницы документа:

Добавить комментарий